НТУ «Днепровская политехника» — соответствие Времени
Новости кафедры

17.04.2013

НГУ: Профессия горных инженеров растет в цене

Развитие горной отрасли сегодня остро нуждается в современных высокопрофессиональных кадрах. Во многом от них зависит технический прогресс и поддержка конкурентоспособности предприятий на мировых рынках. Об уровне украинского горного образования в интервью МинПрому рассказал ректор Национального горного университета Геннадий Пивняк.


- Национальный горный университет является основным ВУЗом, который готовит специалистов горного дела. Как Вы считаете, хватает ли студентам знаний, полученных в университете для работы в Украине?


- Мы готовим специалистов для горнодобывающей отрасли по всем специальностям действующей в Украине номенклатуры. Это, прежде всего, технологические специальности, машиностроение, электроэнергетика, экономика, информационные технологии. Знаний, которые они получают в стенах университета и на производственных практиках, достаточно для работы на современных горных предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях. Об этом можно судить, опираясь на отзывы отечественных и зарубежных партнеров, анализ их учебных планов и технологий обучения.

Безусловно, содержание образования должно отличаться, поскольку в каждой стране месторождения находятся в своих горно-геологических условиях и для их эксплуатации используют адаптированные технологии. Наш опыт также интересен зарубежным коллегам. Ведь по разработке месторождений железистых кварцитов, добыче каменных углей из тонких пластов Украина занимает ведущие позиции в мире. Сырьевых материалов Украина экспортирует мало. Преимущественно это продукция черной металлургии (до 40% ВВП), основой для которой является минерально-сырьевая база страны. Стажировки за рубежом, осуществление программ двойного диплома дают положительные результаты, поскольку в каждой стране есть чему поучиться.

- Университет практикует сотрудничество с международными образовательными учреждениями. Как происходит это сотрудничество, что оно предполагает?

- В современных условиях международное сотрудничество приобретает особое значение и является неотъемлемой составляющей нашей деятельности. За последние годы мы установили международные контакты с университетами, научными центрами и предприятиями. Существенное развитие получило участие в международных научно-образовательных организациях, в том числе во Всемирном Форуме университетов ресурсов по устойчивому развитию, Международном университете ресурсов, Евразийской Ассоциации университетов, Великой Хартии университетов и других.

Весьма результативно развивается сотрудничество с университетами Германии, Польши, России, Казахстана, США. В число наших основных партнеров из этих стран входят: Технический университет "Фрайбергская горная академия", Эсслингенский университет прикладных наук, Берлинский технический университет, Научно-технический университет "Краковская горно-металлургическая академия", Главный институт горного дела Польши, Институт минерального сырья и энергетики Польской академии наук.

Мы сотрудничаем с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Московским государственным горным университетом, Национальным минерально-сырьевым университетом (горный) г. Санкт-Петербург, Фондом им. Фулбрайта, Университетом Миссури, корпорацией "Solid Works" и многими другими.

Сегодня существует острая потребность в молодых высококвалифицированных специалистах на всех горных предприятиях. Наиболее активно в подготовке кадров работает ведущая отечественная топливно-энергетическая компания ДТЭК. В рамках договора о сотрудничестве с НГУ создана группа профессионально-личностного роста из студентов 5 курса горного факультета. Программа ее обучения предусматривает применение полученных в университете знаний в реальных условиях горного производства, передачу опыта ведущими специалистами во время регулярных посещений студентами горных предприятий и прохождения тренингов профессионально-личностного роста, организованных ДТЭК. Для студентов, которые успешно прошли обучение, открываются широкие возможности реализовать себя в качестве горного инженера и раскрыться как личности. ДТЭК предоставляет возможность последующего трудоустройства на инженерно-технические должности с перспективой карьерного роста.

В горном университете успешно действуют авторизованные учебные центры, в том числе компании Schneider-Еlectric (Франция) и Vacon (Финляндия). Основной профиль центра Schneider-Еlectric – электроприводы переменного тока и средства автоматизации. Vacon – признанный лидер в разработке, производстве и внедрении преобразователей частоты для управления асинхронными двигателями.

С 2008 года университет активно развивает сотрудничество с американской компанией Dassault Systèmes SolidWorks Corp. – мировым лидером в области высокотехнологического программного обеспечения.

- Как часто иностранцы приезжают в Украину на стажировку и для обретения разных образовательных или научных уровней?

- За последние 10 лет в НГУ обучались более 700 представителей 29 стран мира, 21 из которых завершили работу над кандидатскими диссертациями и получили научную степень. В 2012 году (с учетом выпуска бакалавров, магистров и слушателей подготовительного отделения) в университете обучались по 19 направлениям подготовки 240 иностранных граждан. Наиболее востребованными направлениями являются компьютерные науки, телекоммуникации, геология, менеджмент. Здесь обучается около 50% всего иностранного контингента.

Помимо прочего, мы проводим стажировки, переподготовки и осуществляем повышение квалификации для инженерного и научного состава зарубежных предприятий и организаций. Так, начиная с 2006 года, у нас организованы ежегодные курсы повышения квалификации для инженерных работников (около 20 человек ежегодно) Тянь-Шаньской уранодобывающей компании Китайской национальной атомной корпорации.

В 2012 году группа инженеров Социалистической Республики Вьетнам (34 человека), согласно заказу ООО "Научно-производственная компания "Горные машины" (г. Донецк), получила теоретические и практические навыки в области горного дела и технологий сооружения вертикальных стволов шахт.

С 2004 года успешно проводится ряд технических и производственных практик для студентов-старшекурсников и научных работников Технического университета "Фрайбергская горная академия", Бранденбургского технического университета, Горного института Рейн-Вестфальского технического университета (Германия).

- Горнодобывающая отрасль является крайне травматичной, и участники рынка уделяют особое внимание тренингам по безопасности. Какое внимание в университете уделяется обучению техники безопасности?

- Особенностью предприятий горнодобывающего комплекса является то, что условия труда здесь, как правило, достаточно сложные, характеризуются наличием многих вредных и опасных для работников факторов. Поэтому отраслевой стандарт МОН по направлению "Горное дело", разработанный с участием НГУ, предусматривает увеличение норм времени на преподавание нормативных дисциплин по охране труда. Минимальная норма времени на изучение дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Основы охраны труда" и "Охрана труда в отрасли" составляет по 108 часов каждая.  

При этом мы даем возможность значительно углубить знания по вопросам безопасности. При выборе студентами специальности "Разработка месторождений и добыча полезных ископаемых" они изучают такие дисциплины как "Аэрология горных предприятий", "Вентиляция шахт и рудников", "Технология и безопасность ведения взрывных работ". Студентам предлагаются не отдельные дисциплины, а их цельные профессиональные блоки, которые дают возможность получить углубленную подготовку по определенным вопросам и учитывают особенности будущего места работы студента.

Кроме общей подготовки по охране труда, в НГУ осуществляется постоянная привязка вопросов безопасности к конкретному процессу, технологии, машине, оборудованию. Перед преподавателями университета стояла задача, чтобы каждая лекция, проект, прикладное задание, лабораторная работа акцентировали внимание студентов на вопросе, каким образом защитить человека от влияния опасных и вредных факторов при выполнении той или другой операции, эксплуатации машины, оборудования.

С учетом этого в университете основные акценты постепенно переносятся на изучение прикладных вопросов безопасности при преподавании профессионально ориентированных дисциплин. Для этого в разработку их программ обязательно включаются конкретные вопросы безопасности труда при выполнении технологических операций, эксплуатации машин, оборудования. Мы ввели в практику обязательное рецензирование издаваемых учебников, пособий, конспектов лекций по профессионально ориентированным дисциплинам. При аттестации выпускников в комплексные квалификационные работы и дипломные проекты обязательно включаются конкретные вопросы безопасности.

- Какие факультеты наиболее востребованы?

- Говоря о востребованности факультетов (кстати, их у нас 9 – дневного обучения плюс институт заочного образования), необходимо учитывать специальности. Есть специальности, пользующиеся ажиотажным спросом (экономические, информационные, юридические и др.). А вот востребованность со стороны промышленности носит иной характер.

Спросом пользуются все инженерные специальности, в частности: подземная и открытая разработка месторождений, обогащение полезных ископаемых, подземное строительство, электромеханика, горные машины и т.д. Количество выпускаемых инженеров по этим специальностям в настоящее время меньше того, которое заявляется предприятиями.

- Ваш ВУЗ относится к числу старейших в Украине. Насколько он видоизменился с трансформацией украинской экономики в рыночную?

- НГУ готовит горных инженеров с 1899 года. Высшее учебное заведение – это не только здания и лаборатории. Это живой организм, основой жизни которого является научное и педагогическое взаимодействие профессорского корпуса и студентов. По мере развития научно-технического прогресса, изменений социально-экономического уклада, образованности нации меняется и студент, для которого нужны технологии обучения, соответствующие его уровню. По мере развития экономики меняются и требования к специалистам, содержанию образования.

Если до 1991 года мы готовили инженеров по 12 специальностям, то теперь наш университет является современным многопрофильным высшим учебным заведением европейского типа, где осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием по 50 специальностям. Влияние трансформации украинской экономики в рыночную проявляется в двух аспектах: расширении подготовки специалистов, востребованных рынком труда, и финансовом самообеспечении для поддержания жизнедеятельности университета.

- Обеспечены ли Ваши выпускники работой в Украине?

- Наши выпускники по инженерным специальностям пользуются спросом, который мы не всегда можем удовлетворить, поскольку в последние годы спрос превышает предложение. Что касается экономических специальностей, то они востребованы рынком труда в меньшей степени. Тем не менее мы трудоустраиваем до 95 % выпускников, которые обучались за бюджетные средства.

- В мире Украину оценивают как страну с высоким уровнем залежей и добычи сырья, в том числе угля и железной руды, но мало говорят об отечественных горняках. Как бы Вы оценили нынешний уровень подготовки украинских специалистов, занятых в горной добыче?

- Украинские специалисты в области технологий добычи полезных ископаемых обеспечивают в полной мере потребности отечественной промышленности в необходимом сырье и, кроме того, способствуют его экспорту. А это ведет к притоку валютных ресурсов. Наш многолетний мониторинг карьерного роста инженеров, окончивших горный университет, независимо от того, гражданами каких стран они являются, показывает, что выпускники НГУ на равных конкурируют со специалистами – выпускниками ведущих зарубежных горных ВУЗов. Наши студенты и аспиранты, попадая на стажировки за рубеж, также неизменно показывают высокий уровень теоретических знаний и практических умений.

- Котируется ли украинское образование в горном деле на мировом рынке? Какой опыт Вы перенимаете у иностранных коллег? Что они перенимают у нас?


- Украинское образование в горном деле высоко котируется на мировом рынке. У нас учатся и хотят учиться горным специальностям иностранные граждане. Горный университет входит в известные международные образовательные сообщества.

Помимо этого, в 2007 году был создан Международный университет ресурсов (IUR), в состав которого вошли ведущие университеты горного (ресурсного) профиля пяти европейских стран: ТУ "Фрайбергская горная академия" (Германия), Монтан-Университет Леобена (Австрия), НТУ "Краковская горно-металлургическая академия" (Польша), Национальный минерально-сырьевой университет (горный) г. Санкт-Петербург (Россия), Национальный горный университет (Украина).

Деятельность IUR направлена на усиление консолидации университетов, объединение научных и академических школ путем разработки новых совместных программ. Реализуется совместный образовательный проект "Международный обмен знаниями как составляющая инновационного развития" в рамках подписанного в НГУ в 2011 году Меморандума ежегодного саммита ректоров университетов – членов IUR. В октябре 2012 года в рамках совместной магистерской программы IUR "Прогрессивные технологии разработки минеральных ресурсов" в Монтан-Университете Леобена начала обучение первая группа студентов-магистрантов горного факультета НГУ.

В июне 2012 года в ТУ "Фрайбергская горная академия" руководители 59 ресурсных университетов с целью обеспечения рационального использования мировых природных ресурсов подписали Меморандум о создании Всемирного Форума университетов ресурсов по устойчивому развитию. Украину представлял Национальный горный университет.

- Как Вы считаете, что сегодня побуждает молодежь идти в столь опасную профессию, в которой порой отсутствуют нормальные условия труда?

- Горным специальностям обучаются молодые люди чаще всего из горнопромышленных регионов Украины. Призвание к профессии горняка у них выработано воспитанием в семьях, преданностью делу отцов, осознанием того, что их труд нужен обществу и востребован. Да и рабочие места в настоящее время достаточно стабильно предлагают в основном горные предприятия. Что касается приема в горный университет, то на протяжении последних лет он остается стабильным. Контингент студентов по всем формам обучения сохраняется на уровне 17 тысяч человек.

Беседовала Евгения Губина

ИА Минпром


До списку

На главную
© 2006-2019 Інформація про сайт